Как только на горизонте появлялся «Веселый Роджер», моряки понимали — их атакуют безжалостные пираты.
Считается, что непременным атрибутом пиратского корабля является «Весёлый Роджер» — чёрный флаг с черепом и скрещенными костями. История пиратского флага сравнительно молода. Выделение пиратских флагов в отдельную категорию морских символов произошло в XV-XIX веках.
Тебе половина, и мне половина
В конце XV века на «океане-море» (формулировка официальных испанских документов) безраздельно хозяйствовали две державы: Португалия и Испания. Обе рвались в богатейшую Индию за сказочными сокровищами, золотом и пряностями. Спор о праве на открытые земли решался на высочайшем уровне. Португальцы осваивали путь вокруг Африки, и в середине XV века папа Каллист III своей буллой подтвердил права Португалии на все земли южнее параллели Канарских островов. Нарушителям этого папского постановления грозила анафема. Путь на юг для испанцев оказался закрытым, и они сделали ставку на гениального авантюриста Колумба, обещавшего достичь Индии, плывя на Запад. То, что он открыл не Индию, значения не имело: это были новые и очень богатые земли, и испанские монархи поспешили закрепить свою монополию на них. Всего через месяц после открытия Колумба папа Александр VI Борджиа (самая мрачная и зловещая фигура на папском престоле) предложил свой вариант раздела мира, а именно — по вертикали, примерно по 46 западному меридиану, от полюса к полюсу.
Интересы других стран в этом дележе не учитывались (не говоря уже о том, что мнения коренных жителей вообще никто не спрашивал). Французский король Франциск I первым возмутился тем, что его обошли. «Где и когда говорил Адам о разделе мира между Испанией и Португалией?» — язвительно вопрошал он в своих письмах в Рим. Однако добиться «справедливости» дипломатическими путями не удалось, и в ход пошла военная сила. Уже в 1497 году Колумбу, возвращавшемуся из третьего плавания к берегам Америки, пришлось укрываться на Мадейре от некоего французского корсара. Вслед за французами на испанские богатства посягнула другая держава — Англия.
Флибустьерское море
Полуофициальное каперство достигло наибольшего размаха в 60–80-х годах XVII века. Обосновавшись на принадлежавшем Франции маленьком скалистом островке Тортуга у северных берегов Гаити, пираты терроризировали испанские корабли, караваны и поселения, а за возможность укрыться в удобной и неприступной Кайонской бухте исправно платили королю (в лице губернатора) десятую долю награбленного. Впоследствии центр разбойного промысла переместился на принадлежащий Великобритании остров Ямайка. Именно отсюда совершал набеги знаменитый пират Генри Морган. Однако флибустьерская вольница просуществовала недолго — около 75 лет. За это время монополия испанцев на Новый свет была окончательно разрушена, Испания лишилась титула «владычицы морей», а действия корсаров стали сильно накалять и без того непростую международную обстановку. «Мавр сделал своё дело — мавр может удалиться». И метрополии принялись наводить порядок в колониях. Решение о назначении Моргана вице-губернатором Ямайки был частью этой политической игры, и бывший пират со всем рвением начал борьбу с прежними товарищами. В результате основная масса карибских флибустьеров вынуждена была отправиться в далекий Индийский океан.
Именно в это время и стали возникать особые флаги, определяющие принадлежность корабля к пиратской банде. До этого лишь некоторые из них плавали под своими вымпелами — многие же предпочитали пользоваться флагом того государства, которому они (хотя бы чисто номинально) служили. Кроме того, нередко применялся фокус с подменой своего флага на враждебный: неприятель, завидев «свой» флаг, терял бдительность.
Почему веселится Роджер?
По действующей в то время морской системе обозначений черный вымпел означал, что атакуемое судно должно прекратить сопротивление и немедленно остановиться. Если оно продолжало движение, поднимался красный флаг, указывающий, что неприятелю не придётся ожидать милосердия.
Для того, чтобы навести порядок в мешанине понятий честных каперов от пиратов, находившихся вне закона, в 1694 году английское Адмиралтейство ввело обязательный знак для обозначения английских корсарских кораблей. Им стал красный флаг, названный, по аналогии с государственным флагом Великобритании, «Красным Джеком». Видимо, по той же причине пираты, не имеющие каперских патентов, начали поднимать на мачтах своих кораблей чёрные и красные вымпелы. Наверное, тогда же и родилось название пиратского флага. Предположительно оно произошло от французского «Jolie Rouge» — «Красный знак», что в английской транскрипции превратилось в «Jolly Roger» — «Весёлый Роджер». То есть, «Весёлыми Роджерами» были не чёрные, а красные флаги. Другая версия гласит, что пираты называли дьявола «Старый Роджер», и поэтому пиратский флаг, возможно, символизировал гнев дьявола.
Каждому своё
Что касается черепа с костями — по общепринятому мнению, непременной пиратской символики — то и здесь многочисленные легенды до неузнаваемости исказили подлинные события. На самом деле пиратские капитаны изощрялись, кто как мог. Флаги, как правило, изготавливались самыми грубыми кустарными методами. Нередко их вышивали сами пираты, владевшие кое-как этим «рукоделием». Подобные «произведения искусства» можно было свободно купить за бутылку бренди в портовой таверне.
Самый известный чёрный флаг — с черепом анфас и скрещенными костями — ныне ставший символом всего пиратства, принадлежал Эдварду Ингленду. Такой же флаг, но с черепом в профиль носил корабль Счастливчика Генри Эвери. А ещё одна модификация — череп анфас, но вместо костей скрещенные сабли — красовалась на мачтах Джека Реккама. Сам же мотив черепа и костей появился на полотнищах с лёгкой руки французского пирата Эммануэля Винна. Пират-фаталист добавил к черепу и костям ещё и песочные часы. Англичанин Бартоломью Робертс пошел еще дальше похоже. В его арсенале имелось аж два флага с его собственным изображением. На одном пират попирает черепа, символизирующие острова Барбадос и Мартинику, на другом — он и скелет вместе держат песочные часы.
Впрочем, как пиратские флаги не отличались качеством отделки, так же не блистали разнообразием и вышитые на них символы. Все эти черепа, скелеты, песочные часы и сабли в разных сочетаниях присутствовали на разных пиратских флагах.
Пираты: кто есть кто
Пираты — морские разбойники. Пиратство возникло практически одновременно с мореходством. Первый известный в истории военный флот был создан критским царём Миносом в III тысячелетии до н. э. именно для борьбы с пиратами.
Каперство — морской террор против кораблей (как военных, так и мирных) враждебного государства по поручению или с разрешения властей.
Капер — лицо, осуществлявшее этот террор. Отличался от пирата тем, что его деятельность была легальна и подкреплена соответствующим патентом. Частные лица за право на каперство, как правило, отчисляли в пользу своего государства процент от захваченной добычи. В своей стране капер преследованиям не подлежал, а в случае пленения противником мог требовать суда как военнопленный. Каперство полностью запрещено после Второй мировой войны.
Корсары, приватиры — то же, что и каперы.
Флибустьеры — морские разбойники, действовавшие в Карибском море исключительно против испанцев (существовали около 75 лет, с начала XVII в.) Официально принимая эдикты о борьбе с пиратством, английское и французское правительства тайно поощряли флибустьеров, стремясь ослабить позиции Испании в Новом свете. Однако и каперами, строго говоря, флибустьеры считаться не могли, поскольку почти всё время существования флибустьерской вольницы Англия и Франция находились с Испанией в мире. К тому же выданные им «патенты» зачастую не имели никакой юридической силы.
«Веселый Роджер» — черный пиратский флаг с изображёнными на нём черепом и скрещенными костями. Вопреки распространённому мнению, вошёл в обиход сравнительно поздно — в XVIII веке, когда пиратство было объявлено полностью вне закона, а каперство разрешалось лишь в военное время. До этого времени пираты Средиземноморья и флибустьеры Карибского моря пользовались флагами своих стран или тех, кто выдал им каперский патент.
А.О.ЭКСКВЕМЕЛИН (ЭКСМЕЛИН) — врач, пират и писатель XVII в. В 1666 г. завербовался в качестве военного хирурга во Французскую Вест-индскую компанию. Попал в рабство, выкупился и примкнул к пиратам судовым врачом. Участвовал в походах Моргана, Олонэ, Рока Бразильца. Вернувшись в Европу, в 1678 г. в Голландии издал книгу «Пираты Америки», в которой описал жизнь, быт и подвиги пиратов. Книга мгновенно стала бестселлером.
ДРЕЙК, Френсис (около 1545–1596) — английский мореплаватель, пират и адмирал. Провёл несколько дерзких пиратских рейдов против Испании. В 1577–1580 годах совершил второе (после Магеллана) кругосветное плавание. Однако его главной целью было не исследование новых земель, а грабёж испанских кораблей и поселений. Тем не менее совершил ряд открытий, в частности, открыл пролив между островом Огненная Земля и Антарктидой. Пролив был назван в честь Дрейка, а сам он за этот поход был посвящён королевой Елизаветой I в рыцари. В чине вице-адмирала участвовал в разгроме испанской Непобедимой Армады в 1578 году.
МОРГАН, Генри (1635–1688) — наиболее прославленный и удачливый пират Антильских островов. С 1665 года он разграбил множество испанских поселений и кораблей, совершил переход через Панамский перешеек (1670 г), в ходе которого разорил богатый город Панаму. В 1672 году английское правительство, не желая обострения отношений с Испанией, вызвало Моргана в Лондон. Однако суд оправдал Моргана, более того — он был назначен вице-губернатором Ямайки. Романтизированная и приукрашенная история Моргана легла в основу романа Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада».
ОЛОНЭ, Жан-Франсуа Но (1630–1671) — французский пират. В возрасте 20 лет в Ля-Рошели завербовался в Вест-Индию. В 1665 году перебрался на остров Тортуга, где вскоре получил каперский патент и судно. Совершил несколько удачных пиратских рейдов, в ходе которых проявил чудовищную, редкую даже для пиратской среды жестокость. Был смелым и удачливым военачальником, но, видимо, не самым лучшим капитаном: четырежды сажал свои корабли на рифы. Четвертое крушение у острова Бару стало роковым: Олонэ погиб в стычке с местными индейцами-каннибалами и был съеден.
КИДД, УильЯм (ок. 1645–1701) — английский пират, пользующийся громкой и совершенно незаслуженной славой. В 1696 году был послан британским Адмиралтейством в воды Индийского океана для борьбы с пиратами, однако вскоре сам встал на путь пиратства. Английские власти обманом завлекли его в Америку (тогда английскую колонию), где и арестовали. Кидд и шестеро его сподвижников были отправлены в Лондон и там повешены. «Сокровища капитана Кидда» неоднократно упоминаются в мировой литературе (например, в рассказе Эдгара По «Золотой жук»), однако на самом деле он был фантастически невезуч. На его счету всего одна удачная операция, принесшая действительно неплохой барыш, остальные «подвиги» — разграбление мелких торговых судов и рыбацких деревушек в поисках продовольствия. Образ «страшного, дерзкого и удачливого разбойника» создали ему сами лорды Адмиралтейства, стремясь показать эффективность своей борьбы с пиратством.